Великое послушание Большого театра

В Бoльшoм тeaтрe сooбщили, чтo в дeкaбрe всё жe сoстoится премьера балета «Нуреев», поставленного театральным режиссёром Кириллом Серебренниковым. Это действительно большое и знаковое событие. Старейший государственный театр страны на наших глазах становится всё более современным, привлекает продвинутых зрителей со всего мира.

КАЗАЛОСЬ бы – чисто театральное событие, о котором после премьеры напишет Татьяна Москвина. Но до премьеры, как говорится, вопрос остаётся политическим. Серебренников сидит под домашним арестом с обвинением в растрате казённых средств. И пропусти театр премьеру, его руководителей тоже могут обвинить в растрате – как-никак, на подготовку уже истрачено несколько сот миллионов рублей.

Напомним, что премьеру «Нуреева» не показали летом по причине якобы неадекватного показа личности главного героя. Якобы «гомосексуальная составляющая» спектакля кому-то наверху не понравилась. Мол, и танцовщики танцуют с голыми ягодицами, и в финале во всю сцену висит портрет голого Нуреева с гипертрофированно большим членом. Одним словом, спектакль сняли, а режиссёра обвинили в растратах. Правда, по другим спектаклям.

Но тучи постепенно рассеиваются, и, скорее всего, у западного зрителя не останется поводов обвинить современную Россию в излишнем пуританизме. Ясно же, что на этот спектакль в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и Токио народ пойдёт валом. Даже лучше, чем на «Лебединое озеро». В развитых странах тема гомосексуализма рассматривается только с эстетической, но никак не с религиозной и моральной сторон. Видно, и наш путь туда же. Уже сегодня кому-то будет жалко, если руководство театра пойдёт на поводу у отсталых ретроградов и всё же оденет танцовщиков в трусы. И совсем плохо – уберёт со сцены огромное фото голого Нуреева.

В мире ежечасно происходят эпохальные события. Расстреливают невинных людей, терзают сепаратизмом страны и континенты, беспрестанно проводят выборы и взрывают бомбы. На этом фоне давайте посмотрим на совсем мелкое событие – символическое возвращение в страну великого артиста – танцовщика, овеянного слухами и легендами. Возвращение скандальное.

Но Большой – не первый, который вернул его в родную страну. В километре от Большого находится другой театр – Театр Стаса Намина, известного композитора, режиссёра театра и кино, создателя групп «Цветы», «Парк Горького»… Вот уже ровно два года в его театре идёт спектакль «Нью-Йорк. 80-е. Мы». Так вот – «Нуреев» в Большом – это детский лепет по сравнению со спектаклем Стаса Намина. Автор сценария – близкий Нурееву по американской жизни живой гений мирового уровня художник Михаил Шемякин. Спектакль поставлен по его дневниковым записям и даёт портреты-зарисовки не только г-на Нуреева, но и многих звёзд советской эмиграции. Это вам не сочинения г‑на Серебренникова, который его и в глаза не видел.

Несколько слов о спектакле. На сцене занавес с семью черепами на фоне бело-серых небоскрёбов. Сцены спектакля сопровождаются настоящими фотографиями г-на Шемякина, сделанными им 30 лет назад. Фотографии оживают в игре актёров. Сам Шемякин выходит на сцену и рассказывает, что спектакль о его старых друзьях и знакомых по Нью-Йорку – Иосифе Бродском, Сергее Довлатове, Наташе Макаровой, Нурееве и Барышникове, Саше Годунове, Эдичке Лимонове и многих других. Почти все они – персонажи спектакля в исполнении прекрасных актёров. Их игра убедительна и безупречна.

Как оказалось, известное имя – ещё не повод для поклонения. Поскольку о творческих талантах героев спектакля – почти ничего. Он о трагедии изгнанников, живущих в тесном мирке эмигрантов. Не зная языка и законов США, они вынуждены вариться в собственном соку, любя и ненавидя друг друга одновременно. Начинается с того, что тогдашняя жена Лимонова г-жа Щапова очень хочет попасть в гей-клуб, чтобы «почувствовать атмосферу». Шемякин и Лимонов её отговаривают. Вот они у дверей клуба. Появляется Нуреев. Он ждёт «хоть одну афроамериканскую ж…у». «Её» долго нет, но вот появляется негр и поворачивается к г‑ну Нурееву задом. Коротко бросает – 100 долларов за час. 1500 за ночь – отвечает Нуриев, и они удаляются. (Уж не ответ ли балет К. Серебренникова в Большом на такой натурализм?)

Г-жу Щапову в гей-клуб поначалу не пускают. Но она туда всё же проникает и встречается нос к носу с Лимоновым, своим мужем. «Лимонов – ты пидарас?» – кричит она в изумлении. Тот от ответа увиливает. На стене висят 9 гипсовых задниц. На каждой подпись владельца

Чтобы продолжить чтение, оформите подписку
Годовая подписка на газету за 490 руб.

- или -

Купить этот номер за 25 руб.

*Подпишитесь на газету и получай яркий, цветной оригинал газеты в формате PDF на свой электронный адрес

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.