Eгo прoфeссиoнaльныe пoбeды мoжнo пeрeчислять дoлгo. Вeдь oн aвтoр бoлee сoтни xитoв, сaундтрeкoв к фильмaм, прoдюсeр, дaвший «путёвку в жизнь» тaким проверенным временем группам, как «Любэ», «Иванушки International», «Фабрика» и т.д. Недавно Игорь МАТВИЕНКО дебютировал как композитор в исторической саге «Викинг». Имеет он и достаточно активную гражданскую позицию, которая превратилась в масштабное социальное движение «Жить». В общем, тем для взрослого разговора достаточно. «Аргументы недели» и музыкальный критик Алексия Мелевская пообщались с маэстро и выяснили, почём нынче патриотизм и что подмешивают в «опиум для народа».
- Игорь Игоревич, в этом году пятнадцать лет исполняется «Фабрике звёзд». Вы были у истоков этого проекта и вырастили на глазах у телезрителей немало артистов. Но несмотря на это многие мэтры шоу-бизнеса обвиняют «Фабрику» в том, что она заполонила сцену «звёздами-однодневками». Не чувствуете за это ответственности и, на ваш взгляд, могут ли подобные телевизионные проекты помочь артисту монетизировать своё творчество?
– Когда появилась «Фабрика звёзд», в шоу-бизнесе был период застоя. Музыки стало мало, новых и ярких артистов тоже не появлялось. Поэтому «Фабрика звёзд» стала настоящим событием. Ещё одна немаловажная деталь – поскольку в ней были задействованы продюсеры и их команда, то участники шоу становились звёздами. «Фабрика» дала определённое развитие и толчок в шоу-индустрии. Многим мэтрам не нравился этот проект. И я их понимаю. Ведь к известности они шли десятилетиями, а здесь несколько месяцев – и появлялись артисты, которые могут аншлаги собирать. Но это время закончилось. Сегодня подобные шоу не являются площадкой, которая поможет артисту стать востребованным и популярным. Прежде всего это телевизионный проект.
– А с чем это связано?
–В первую очередь с тем, что вся молодёжная аудитория ушла в Интернет. Сейчас мы живём в новой действительности. К примеру, компания «Блэк стар» в раскрутке своих артистов практически не использует телевидение и радио. При этом для молодёжной аудитории у них самые успешные артисты. И это всё происходит благодаря Интернету. Артисты, которые сейчас активно продвигаются через Интернет, через пару лет уже будут на уровне Филиппа Киркорова с такими же гонорарами. Поменялась эпоха, а с ней и правила игры. Но я сейчас не беру во внимание взрослых артистов и их песни. Здесь разные механизмы продвижения. Просто молодёжь – во все времена была двигателем нашей индустрии. Это тот возраст, когда музыка действительно является частью жизни. А вот после двадцати она уходит на второй план. Когда люди становятся на ноги – это уже ностальгия.
– А какую музыку вы дома слушаете?
– С детства люблю электронную музыку – синти-поп. Но последние два года предпочитаю классику. Переслушал все симфонии Шостаковича и хоровые произведения иеромонаха Германа Рябцева.
– Сегодня в шоу-бизнесе началась новая эра, которую в шутку называют периодом Михаила Гуцериева. Песни с весьма спорными текстами этого бизнесмена поёт даже Пугачёва. А как вы оцениваете творчество своего коллеги по авторскому цеху? Кстати, говорят, что вы вошли в состав миноритарных акционеров его новой радиостанции «Русский хит»…
– Считаю, что Михаил Гуцериев – выдающийся человек. Сегодня – это единственный бизнесмен, который инвестирует деньги в шоу-бизнес. В отличие от спорта и кино, куда государство вкладывает серьёзные деньги, нашу сферу культуры всегда игнорировали. А такие люди, как Гуцериев, помогают ей выжить, и я вообще считаю, что все люди в той или иной мере должны заниматься творчеством. Я, кстати, это говорю как незаинтересованный человек. Ведь из холдинга, который вы упоминаете, я вышел ещё в прошлом году.
– Ваши коллеги утверждают, что сегодняшнее время для музыкантов совсем «нехлебосольное». На чём экономите, чтобы не стать банкротом?
– У нас в продюсерском центре есть несколько коллективов: «Любэ», «Иванушки», «Фабрика», «Город 312», Вика Дайнеко, на которых не сказываются ни кризис, ни санкции. Поэтому мы можем экспериментировать и брать такие коллективы, как «Моя Мишель».Этот коллектив всё-таки интеллектуальный. Несмотря на то что у них очень простые тексты. Так что творческие эксперименты мы можем себе позволить.
– Ваш проект «Мобильные блондинки» с точки зрения трендов был весьма грамотно рассчитан. Репертуар обозначен в жанре стёба. По сути, такие же женские темки сейчас обыгрывает группа Шнура «Ленинград». Только в более жёстком варианте…
– Я закрыл этот проект. Изначально это была пародия чистой воды. Культурное явление в стиле постгламур. Я вообще хотел сначала группу сделать для Ксении Собчак. Мало кто знает, но было время, когда Ксюша мечтала петь. И я подумал, что хорошо бы собрать таких светских львиц с юмором под стать ей и с издёвкой петь об этих, как их тогда называли, «муклах» – фальшивых красотках, которые мечутся в поисках «папиков». Но Собчак тогда передумала, а идея осталась. Я нашёл подходящих для этого проекта девушек. Но с юмором и музыкальным материалом в «Мобильных блондинках» была серьёзная проблема, а стёб был в основе этого проекта. Кстати, с группой «Фабрика» несколько лет назад была схожая ситуация: они отказывались петь песню «Мы такие разные» – им не нравилась там строчка «кобели опасные». И не сразу они согласились в клипе, который Федя Бондарчук снимал, сыграть девушек, которые на каблуках по пляжу расхаживают. Я, кстати, ярый противник такой «красоты».
– А что думаете про пластическую хирургию?
– Я против любого «тюнинга», которым себя уродуют. Сейчас мода на силикон приняла более гипертрофированные формы. Меня жутко это раздражает. Если раньше этим увлекались взрослые женщины, то сейчас 17-летние девочки обращаются к пластическим хирургам. Причём самое интересное, что делают они это уже не из-за мужиков, а соревнуясь со своими подружками. С этим надо бороться!.. Ведь это одна из социальных проблем. Кстати, многие проблемы нашего социума – в кризисе личности. Быстро перешагнув из советского строя в рыночную экономику, мы потеряли общечеловеческие качества. Там совершенно другие ценности – зарабатывание денег является смыслом существования. И к демократии я очень скептически отношусь. Ведь в теории демократия – это когда народ честно должен выбирать. А на практике в политика вкладывают деньги, делают его звездой, как в шоу-бизнесе, какая же это демократия? Это борьба капиталов. Поэтому никакой демократии ни в Европе, ни в США не существует. Сплошные двойные стандарты.
– В последнее время ваш продюсерский центр стал активно участвовать в социальных проектах…
– Это моя личная инициатива. Я не ожидал, что песня и видеоролик «Жить» примет такие масштабные формы. Считал, что в Интернете всё-таки другие ценности. Ведь основным поставщиком зрителя там являются стёб и мат. Недавно узнал, что наш ролик «Жить» находится в топовых просмотрах и в Китае. А там полтора миллиарда людей живёт. Планируем в славянских странах – Югославии и Болгарии – его тоже выпустить. Таким образом, через творчество выражаю свою гражданскую позицию. Я вообще с каждым годом понимаю, что становлюсь ещё большим патриотом.
– И почём нынче патриотизм?
– В советское время быть патриотом было выгодно – государственная дача и прочие блага. Сегодня получаешь больше негатива, нежели бонусов.
– Ваши артисты попали в «чёрные списки» на Украине, и сегодня их гастрольная деятельность там запрещена. Не планируете в дальнейшем отказаться от выступлений в Крыму, чтобы наладить рабочие отношения с Украиной?
– Создавать подобные «чёрные списки» – глупость. И кстати, хорошо, что в нашей стране нет таких «чёрных списков». Потап и Настя, Лобода и огромное количество артистов украинского происхождения у нас беспрепятственно работают. Всё равно мы – единый народ с единой культурой. И я могу это говорить – во мне вообще пятьдесят процентов украинской крови. Года три назад мы с Колей Расторгуевым хотели провести совместный концерт в Крыму с Вакарчуком (лидер группы «Океан Ельзи». – Прим. ред.). Но идея, к сожалению, не реализовалась. Может, потому, что Слава слишком увлёкся политикой. Хотя я всё равно считаю его выдающимся музыкантом. Запрещать культурный обмен между странами – глупость. Что же касается гастрольной деятельности в Крыму, то отказываться от неё мы не планируем. Для музыки нет границ.
– Вы как-то сказали, что если бы Крым не вернулся в состав России, то сейчас там бы происходило то же самое, что и в Донецке…
– Я в этом уверен. В Крыму находятся наш флот, наши военные, население говорит и мыслит по-русски. Я там побывал и общался с людьми, чтобы узнать их ощущения. Ни одного человека там не встретил, кого бы это не радовало. Поэтому я считаю, что референдум там прошёл абсолютно легитимный, из чего следует всё остальное.
– Для того чтобы написать музыку к фильму «Викинг», в котором вы выступили композитором, вы два года не только досконально изучали историю этой эпохи, но и приобрели уникальные музыкальные инструменты…
– К сожалению, музыкальных инструментов той эпохи уже нет. Только в новгородском музее есть некоторые образцы. Мы заказали копии этих инструментов. Теперь у нас на студии есть шаманские бубны; две колёсные лиры – предвестники органа, рояля и всех клавишных инструментов; гудок – предок скрипки. А ещё пятиструнные гусли, которые я освоил и практически сам сыграл все партии. В музыкальном плане интересное время: с одной стороны, Византия с греческой культурой, а с другой – викинги. И кстати, двигателем культуры в то время были женщины, потому что мужчины воевали и охотились. Именно женщины создали основной культурный пласт. В общем, есть над чем поразмыслить. На создание музыкального материала ушло два года. На это время мне пришлось вообще всё бросить (ну разве что записал песни «Жить» и гимн Сухопутных войск «Вперёд, пехота!» с хором Александрова, это была одна из последних записей трагически погибших музыкантов). На каждую сцену «Викинга» я писал от пяти до десяти вариантов различной музыки. Причём это не просто наброски, а уже аранжированные, оркестрованные, записанные с вокалистом номера. Планирую использовать этот материал для своего нового проекта.
– Подробностями поделитесь?
– Сейчас изучаю русскую патриотическую оперу. Хочу попытаться возродить жанр, который начался в XIX веке с оперы Глинки «Жизнь за царя». Ищу форму, как это будет выглядеть. В ближайшее время в Америке начинается концертный тур Рамина Джавади, композитора культового сериала «Игра престолов». Специально полечу на это посмотреть. Хотел бы реализовать что-то не менее масштабное в Сочи, Крыму и Москве. Ещё один важный для меня проект – уникальный студийный комплекс, который мы строили 10 лет. На его базе мы открываем академию, в которой будем воспитывать вокалистов и музыкальных продюсеров.
– Глобальные планы. А с помощью чего вы восстанавливаете свои силы и лечите душу?
– Есть только одно место, где можно лечить душу, – церковь. Некоторое время назад жил паломником в одном из монастырей на Афоне. Сильные ощущения. Попадаешь в другой мир. Женщинам там нельзя бывать, а вот мужчинам особенно переходного возраста, когда наступает кризис и ты не понимаешь, зачем всё, – помогает. Я сейчас не про себя говорю. Потому что я к этому давно пришёл. Покрестился в тридцать лет и сделал это сознательно.
– Вы уже нашли свой смысл жизни и знаете своё предназначение?
– (Улыбается.) Нет. Я в постоянном поиске!..