Был ли Чайковский падшим ангелом?


Фoтo ГБУ «Мoскoвский дрaмaтичeский тeaтр имени М.Н. Ермоловой» / ermolova.ru

На сцене московского Театра имени Ермоловой состоялась премьера спектакля «Чайковский». Представление, созданное по киносценарию Юрия Арабова, осуществил режиссёр А. Созонов, художественный руководитель спектакля, он же художественный руководитель театра в целом – Олег Меньшиков. Полной победой этот спектакль назвать трудно, но интерес он пробуждает, несомненно.

Шутка ли – Чайковский! Он сегодня на переднем крае борьбы, входит в десятку главных символов России (Пушкин, Сталин, Гагарин, Калашников, Лев Толстой…). Любая попытка рассказать о личности композитора просто обречена на повышенное внимание. Сразу предупрежу: те стороны жизни композитора, которые так разжигают любопытство обывателя, в спектакле Театра имени Ермоловой здравомысленно проигнорированы. Они и Юрия Арабова не волновали – в его киносценарии намеренно взят другой масштаб измерения Петра Ильича. Он заподозрен не в бытовом аморализме, но в том, что был нисколько не человек. Человек такой музыки писать не может. Чайковский был – падший ангел. А потому в принципе обычной человечьей жизнью был жить не в состоянии…

Сценарий Арабова был уже экранизирован, фильм «Апокриф: музыка для Петра и Павла» на экраны вышел в 2004 году… то есть, строго говоря, никуда он не вышел. Странное молчание окружило эту картину (снял её режиссёр иранского происхождения Адель Ад-Хадад), невинную, как подснежник, рассказывающую о том, как Пётр Ильич приехал на пару дней в имение своей сестры. Все роли второго плана были сыграны отлично, а вот Чайковский не получился (играл его молодой артист). В культурной памяти остался один Чайковский – космический Иннокентий Смоктуновский из картины И. Таланкина 1970 года. Публика любит, чтобы великих людей играли великие артисты. Или хотя бы обладающие экстраординарным обаянием и силой воздействия. Будем перевоспитывать публику? Успехов…

Собственно говоря, эти же проблемы перекочевали и в спектакль Театра Ермоловой. Киносценарий – не пьеса: он собран из мелких кусочков и небольших проявлений персонажей. Кто-то успевает обрисовать своего героя, кто-то нет. Но в целом жители имения Каменка составили устойчивую комедийную группу: мнимогрозная бабушка (А. Назарова) зычно вещает, сидя в кресле; нервная сестра (М. Бортник) норовит упасть в обморок, так она боится огорчить Петю; помещик Давыдов (Ю. Казаков) суров, добродушен и вздорен одновременно, а настоятель отец Александр (Н. Татаре

Чтобы продолжить чтение, оформите подписку
Годовая подписка на газету за 490 руб.

- или -

Купить свежий номер за 25 руб.

*Подпишитесь на газету и получай яркий, цветной оригинал газеты в формате PDF на свой электронный адрес

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.