Бюрократы уходят в небытие


Пoслe кoнсультaции эти пoсeтитeли пoлучaт нужныe дoкумeнты всeгo зa нeскoлькo минут
или дaжe сeкунд

В стрaнax СНГ для рядoвoгo гражданина получение госуслуги, будь то выдача справок, продление срока действия документов, регистрация недвижимости, – настоящая головная боль. В Азербайджане с этой проблемой решили покончить раз и навсегда. Глава государства Ильхам Алиев своим указом создал Государственное агентство по услугам населению и социальным инновациям. С конца прошлого года при агентстве работает сеть центров ASAN xidmet, что означает «лёгкая услуга». Теперь функции девяти ведомств выполняются быстро, качественно и в одном центре.

Лицом к людям

За короткий срок созданные в Азербайджане центры ASAN очень скоро изменили жизнь простых людей, ответили на позитивные ожидания общества и тем самым создали здоровую атмосферу гражданского согласия, повысили доверие к государственным органам. Если в прежние времена население сталкивалось с бумажной волокитой угрюмого бюрократа, то сейчас людей встречают приветливые молодые люди, которые оперативно оказывают услуги гражданам независимо от их места жительства. Радушие, вежливость являются визитной карточкой центров ASAN. Пожалуй, неслучайно в агентстве учреждена должность инспекторов по вопросам культуры.

Создание Государственного агентства ознаменовало переход на новую ступень отношений «государственный служащий – гражданин», основанных на принципах оперативности, прозрачности, ответственности, бережного отношения к людям с учётом их комфорта. Общество расценивает деятельность центров ASAN как качественно новый этап в формировании молодого поколения госслужащих с высокими профессиональными и этическими навыками. Впервые в стране широко внедряется практика привлечения молодых волонтёров. Молодёжь охотно идёт в центры ASAN с готовностью полностью мобилизовать свои знания, труд, время для оказания помощи населению.

Волонтёры, в свою очередь, чувствуют непосредственное внимание к своему труду со стороны президента Ильхама Алиева. На открытии центров президент встречается с ними, слушает их и делится своими мыслями. Во время открытия центра №2 глава государства напутствовал юношей и девушек:

– Я очень рад, что волонтёры будут работать и в этом центре. Вообще эта система за короткое время доказала свою важность в Азербайджане. Создание ASAN xidmеt – это проявление серьёзных реформ. Насколько я знаю, сейчас этот опыт изучается и в других странах. У ASAN xidmеt есть несколько основных направлений деятельности. Среди них на переднем плане находится вопрос оказания людям услуг высокого уровня. В то же время посредством данной системы предотвращаются негативные явления, борьба с коррупцией даёт ещё больший эффект, а борьба с бюрократией посредством ASAN xidmеt поднимается на новую ступень.

Деятельность ASAN xidmеt означает инновацию, современность, технологии, знание.В то же время ваша, волонтёров, деятельность означает применение в обществе новых правил поведения. Молодёжь безвозмездно подключается к этой работе, чтобы помочь гражданам успешнее осуществлять деятельность в обществе и вносить вклад в наше общее дело. Вы видите, какие прекрасные факторы соединяются в основе ASAN xidmеt: современность, новизна, выполнение гражданского долга, подключение молодёжи к этому делу. Разумеется, эта служба полностью согласуется и с общим развитием нашей страны, так как сегодня в Азербайджане действительно строится современное государство, применяются новые технологии, самый передовой, прогрессивный мировой опыт. Это вообще наш политический курс.

В настоящее время госагентство стало весьма популярным среди молодых пользователей социальной сети Facebook. Среди 44 госорганов Азербайджана агентство признано государственным органом, имеющим самую активную сетевую страницу. За полгода собрано 39 тысяч лайков, потому что на этой странице в режиме on-line граждане очень быстро получают ответы на интересующие их вопросы. Народ убедился, что государство на деле бережёт их нервы и время. Немаловажно, что центры услуг работают в ежедневном режиме. Во-вторых, придявASAN, можно за раз продлить срок паспорта, сдать документы на замену водительских прав, к тому же заняться, к примеру, оформлением земельного участка. Словом, успешно работает система единого окна. Граждане становятся в электронную очередь и в ожидании могут оставить детей в детском развлекательном центре, а сами посидеть там же в интернет-кафе, зайти в банк, центр страхования или правовой помощи или почтовое отделение. В каждом центре есть также лаборатория, медицинский пункт, фотостудия, терминалы для оплаты коммунальных услуг и кредитных платежей. Созданы все условия для инвалидов. Для свободного передвижения инвалидов по зрению полы на каждом этаже уложены специальным покрытием, надписи на табличках сделаны соответствующими буквами, которые они могут прочитать.

Спрашивали – отвечаем

Граждане, собственно говоря, могут вообще никуда не ходить, а по телефону получить информацию обо всех видах услуг и требуемых документах. Посредством интернет-сайта asan.gov.az для граждан созданы возможности записи в онлайновую очередь, заполнения электронных заявлений, электронной отправки документов в другие органы.

В центрах ASAN каждый чувствует себя в мире инноваций. Услуги обеспечены современной IP-телефонной и IP-сетевой системами, везде установлены электронные мониторы и электронные табло объявлений. Впервые в Бакинском центре ASAN №2 создана система сбора биометрических данных. Оборудование произведено в Швеции, а программное обеспечение создано немецкими профессионалами специально для ASAN xidmеt.Система позволяет получить биометрические снимки, отпечатки пальцев, электронную подпись и осуществить централизованную адресацию их в систему правоохранительных органов. Биометрические технологии позволяют автоматически идентифицировать людей, устанавливать их личность, используя поведенческие или физиологические особенности.

Центры предоставляют ряд услуг таких органов исполнительной власти, как министерства юстиции, внутренних дел, налогов, госкомитет имущества, таможенный комитет, миграционная служба, госкомитет земли и картографии, госфонд социальной защиты и национальное архивное управление.

В перечень 25 юридических и 22 вспомогательных услуг входят: государственная регистрация актов гражданского состояния, нотариальная деятельность, выдача и замена удостоверений личности и общегражданских паспортов, замена водительских удостоверений, выдача справок о судимости. Кроме того, в этом списке значатся повторные выписки о государственной регистрации квартир и справки об обременении имущества, более известные среди населения как «форма номер один», справки о данных земельного кадастра, а также начисление трудовых пенсий, регистрация коммерческих юридических лиц и налогоплательщиков, выдача архивных справок юридическим и физическим лицам. Сюда также относятся приём таможенных деклараций, документов для таможенного оформления, выдача документов иностранцам и лицам без гражданства о разрешении на временное или постоянное проживание и трудовую деятельность в Азербайджанской Республике. Центры также осуществляют информационное обеспечение по всем услугам, оказываемым государственными органами, и т.д.

Словом, такие «грозные» структуры, как ГАИ, БТИ и др., уже не отпугивают ожидаемыми проволочками и мучительной необходимостью дать мзду нечистому на руку чиновнику с леденящим взглядом. Всё предельно ясно без громких слов. ASAN – это серьёзный аргумент, свидетельствующий о большей прозрачности и прикрытии многих лазеек для коррупции. То, на что уходили недели, а то и месяцы нервных ожиданий, затрачивались деньги, сегодня решается, образно говоря, за пару минут.

Дело за географией

Как ни странно, но даже непримиримая оппозиция поддержала важную социальную реформу Ильхама Алиева. В августе мне встретилась заметка парламентского депутата от оппозиции Ф. Мустафы, который поделился интересным наблюдением от одной из поездок по регионам страны. Речь шла о шофёре, который денно и нощно возит на автобусе людей между сёлами. При разговоре с депутатом бывалый водитель жаловался на чиновничий произвол, сетовал на невзгоды и говорил, что мечтает переехать в Европу. Но однажды водителю пришлось менять своё водительское удостоверение. Кто-то посоветовал ему заглянуть в Центр ASAN. «Когда я обратился в центр, мне поменяли моё удостоверение в течение получаса. Более того, с оплаченных мною 20 манатов мне вернули 1,8 маната сдачи. Я почувствовал себя гражданином», – рассказал он депутату.

Эту знаковую подвижку в азербайджанском социуме отмечает не только население, но и иностранные дипслужбы. Вот, к примеру, в одном из своих ноябрьских интервью посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар подчеркнул: «Уменьшились случаи злоупотребления полномочиями со стороны представителей местных исполнительных властей. Здесь можно позитивно оценить расширение географии службы ASAN и её роль в борьбе с коррупцией. Надеюсь, что эта служба охватит территорию всей страны».

В августе 2013 г. ASAN начал расширять географию услуг. Три центра созданы в Баку и один – в Сумгаите. Но в регионах их пока ещё нет. Это не помешало агентству охватить услугами жителей провинции. Автобусы ASAN, оснащённые современным оборудованием для оказания выездных услуг, отправились в разные районы страны. Горячей темой для жителей малых городов и деревень стали рассказы о том, как им быстро оказали услугу в передвижном центре службыASAN, который прибыл в автобусе с ультрасовременным оборудованием. На сегодняшний день выездные услуги были оказаны в 15 пунктах жителям 27 районов страны. В целом планируется выездным путём обслужить жителей 41 района страны в 22 населённых пунктах.

Услугами ASAN воспользовались уже более полумиллиона жителей Азербайджана. 25 сентября житель Сумгаита Афлатун Гусейханлы стал 500-тысячным посетителем. Он пришёл поменять удостоверение личности и попал в летопись истории самой близкой к народу госслужбы Азербайджана.

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.