globallookpress.com
Этo интeрвью, взятoe при жизни Миxaилa Ивaнoвичa Пугoвкинa, мoжнo былo бы считaть прoдoлжeниeм ужe oпубликoвaннoгo в предыдущем номере интервью с ним же, но …
Мы считаем, что перед нами самостоятельная и отдельная беседа с великим комиком. В котором он рассказал много интересного и до того неизвестного ни зрителю, ни читателю. Итак.
- Михаил Иванович, у известных актеров и зрителей при встрече вне экрана отношения складываются подчас непросто. Надоедает панибратство, глупые вопросы или все вместе?
- Зрители часто забывают, что актер – такой же человек и просто переносят на него черты характера его героя. Но это же неправильно: в жизни я человек очень веселый, а вот пришлось сыграть, например, в «Деле пёстрых» жестокого вора в законе Сафрона Ложкина, но это же профессия. Я часто играл уголовников: наградила же природа таким обликом.
- Неужели не было «настоящих» блатных консультаций? Ведь тот мир закрыт для праздного любопытства даже для артистов…
- Когда снимали «Визит к Минотавру», где играл я и великолепные Валентин Гафт, Владимир Самойлов, Лев Борисов и Сергей Шакуров, некоторые эпизоды снимали «на натуре» — в Бутырской тюрьме. Меня привезли туда рано утром, сняли ботинки, шнурки, ремень. В общем, я начал входить «в образ». Встал в стороне, думаю – надо повнимательнее понаблюдать за «коренными обитателями», местной атмосферой. Мимо вели колонну арестованных, все они меня, конечно, узнавали, я с каждым учтиво здоровался.
Вдруг один из них радостно завопил: «Ну вот, братва, наконец, и Пуговкин с нами!» И я перестал здороваться, даже расстроился. А режиссер Уразбаев наоборот сказал: «Михаил Иванович, не сердитесь, он же вам комплимент подарил, значит, мы правильно ваш образ выбрали в фильме».
- Профессию актера очень многие считают легковесной, простой: заучил сценарий, отбарабанил его перед камерой и скорее – в кассу за гонораром! А на самом деле?
- Это точка зрения людей недалеких, простите. Театр и кино – зеркало общества, а сам актер есть отражение современника во всем его многообразии со всеми плюсами и минусами.
Труд актера непрост и тяжек, только артисту дается такая суетливая возможность – жить жизнью разных людей и судеб. И каждая судьба пусть на время, становится твоей, частицей твое души и жизни. В этом, может быть и есть само счастье профессии. Хоть и трудное.
- Михаил Иванович, на мой взгляд, вы вызываете смех не только как комик, но и точным острым построением комичного рисунка роли. Ведь на вас никогда специально не писали роли?
У меня полжизни была такая судьба – в кино мне на блюдечке роль никто не подавал. А я всегда трудился, и бывало так.
- Вот если Ильинский откажется, — сказал мне Эльдар Рязанов в 1956г., — тогда Вы будете сниматься. Давайте попробуемся.
Я спрашиваю: «А в чем дело?»
- Он просит десять тысяч, а ему дают восемь.
- Не волнуйтесь, сказал я, — Ильинскому дадут десять. Все будет в порядке.
У меня была масса таких случаев: если Леонов не сможет сниматься, тогда вы будете сниматься и т.д.
- Как Вы относитесь к современному киноискусству?
- Мне такой вопрос журналисты задают часто. Нынешнее киноискусство меня не радует: ведь теперь на экране всё больше появляется типов, которые отвратительны зрителям, а что делать? Персонажи эти – отражение нашей убогой действительности. Одни названия лент чего стоят: «Плюмбум», «Кин-дза-дза», «Бля». Со временем мы этим переболеем. Я верю, что все встанет на свои места. Сейчас ведь все решает спонсор, а он стремится брать в свои картины уже известных актеров. Поэтому предложений много, но не все они мне подходят. А вообще не вижу ничего зазорного, когда известные артисты снимаются, например, в рекламных клипах: надо же на что-то жить, пришли другие времена.
Недавно сам снялся в рекламе фирмы металлических дверей. Открывая одну из них я говорю: «Ягуар-М – дверь без проблем!» Вот и вся роль, пожалуйста в кассу. Что ж тут плохого?
- Михаил Иванович, что приносит Вам в жизни наибольшее разочарование?
- Работа.
- А наибольшую радость?
- Работа.
- Как складываются отношения в актерской среде? Наверняка многие про себя считают коллег менее талантливыми, а себя гениальными, отсюда – обиды, интриги и т.д.
- Конечно, бывает (и часто) то, о чем вы сейчас спросили. Но это зависит от личности самого актера, его характера, доброжелательности, таланта, т.е. наличия или отсутствия позитива в душе. С Женей Леоновым у меня была такая история. Как-то на улице Горького мы встретились (у меня за спиной уже было несколько фильмов), он спросил:
- Здравствуйте, Вы Пуговкин?
- Пуговкин.
- У меня к Вам просьба, я так хочу сниматься в кино! Порекомендуйте меня в кино.
- Вас не надо рекомендовать, Вы поезжайте в актерский отдел и отдайте свою фотографию. Вас будут снимать. Скоро о Вас весь Союз заговорит! Так оно и случилось.
- Так Вы, получается, «крестный отец» «Доцента»! А сами часто пробовались, но до съемок дело не доходило?
- Если рассказать сколько раз я пробовался, будет отдельная книга. Жизнь наша очень не сладкая. Нас как невест выбирают, а невесты всем нравятся разные. С Гайдаем получилось, отношения хорошие сложились, а с Рязановым я почти не знаком, но на передаче «Русский стандарт» у Никиты Михалкова обнимались как родные. И Рязанов сказал: «Крым надо присоединить только потому, что там живет Пуговкин». (Михаил Иванович проживал тогда в Ялте – М.С.)(Сплошная мистика! – «АН»).
У Сергея Федоровича Бондарчука я никогда не снимался, но у нас с ним были дружеские отношения, мне всегда было интересно с ним общаться. Как-то я пришел к нему на съемки фильма «Война и мир». Он мне сказал: «Мишель, ты не думай, что я про тебя забыл. Но у меня нет роли для тебя. Ты ведь стал таким популярным! Большой роли для тебя нет, а в маленькой ты сместишь мне все акценты…»
Когда я узнал, что Сергея Федоровича не стало, я целый день плакал у телевизора в Ялте и повторял: «Ушла из жизни и из киноискусства неповторимая личность!»
А сейчас каждый день вы смотрите фильмы, где играют одни и те же артисты. Одна и та же обойма.
- Вы так интересно рассказываете. С Райкиным встречаться доводилось?
- Аркадий Райкин приглашал меня к себе в театр.
- Кто Ваш любимый киноактер? – спрашивают меня.
- Аркадий Райкин, отвечаю.
- Он же не киноактер.
- Все дело в том, что это образец человека в искусстве. Во второй половине жизни Райкин играл почти без грима. Он выходил на сцену и все чувствовали, что вышел Мастер. Публика смеялась, но смеялась же по-другому, задумываясь. Наша задача – не просто рассмешить, а чтобы было и смешно, и серьезно.
Сегодня я, например, приравниваю Геннадия Хазанова к высокому искусству и считаю, что это продолжение искусства Аркадия Райкина.
Обожал общаться с Эрастом Гариным. Однажды, году в семидесятом, он подошел ко мне и прошептал: «Миша, на рынке в Лужниках поставили палаточку, где с семи утра продается зелье!» Так он называл спиртное. «Вы можете пойти туда, спокойно купить стаканчик, погулять и ни одной знакомой рожи не увидеть. Это же превосходно!»
- А когда Вас видят на улице, какова реакция?
- Разная. Однажды сел в такси, а таксист, улыбаясь, говорит: Я Вас сразу узнал. Вы в кино всегда Пуговкина играете.
До сих пор думаю: обида или комплимент?..